Нормативное и законодательное регулирование вопросов технической эксплуатации зданий
12 апреля 2011 года
на сайте Министерства регионального развития Российской Федерации размещен
проект приказа "Об утверждении Положения о порядке технической
эксплуатации общественных зданий и сооружений" вместе с разработанным
Положением. Зачем понадобился новый документ и какими нормами руководствуются
сейчас при эксплуатации зданий и сооружений? В статье мы постарались найти
ответ на данный вопрос, а так же сделать краткий обзор документов различного
уровня, регулирующих вопросы технической эксплуатации зданий и сооружений.
В последние годы
специалисты отмечают рост аварий со зданиями и сооружениями. Эта проблема, хоть
и медленно, но находит понимание и адекватную оценку в государственных
структурах. Как на законодательном, так и на исполнительном уровне в последнее
время активизируются процессы, направленные на повышение безопасности зданий и
сооружений. Это выражается и в области законодательных инициатив, и в
деятельности правительственных органов.
Любое здание в
процессе своего существования проходит несколько стадий - проектирование,
строительство, эксплуатация, капитальный ремонт, иногда реконструкция, возможно
снос/ликвидация. Этап эксплуатации самый продолжительный по времени и
безусловно непосредственно влияющий на безопасность зданий. От качества
технической эксплуатации здания зависит своевременность и достаточность
ремонтных мероприятий, полноценный и адекватный контроль за состоянием
конструкций и технических систем, а в конечном счете безопасность,
долговечность здания, величина расходов на его содержание и возможность
использования по функциональному назначению. Как построить работу
эксплуатирующих здание служб оптимальным образом для достижения приемлемых
результатов по данным направлениям? Ответ на этот вопрос лежит в документах, тем
или иным образом регламентирующих процесс технической эксплуатации зданий.
Какие документы
призваны обеспечить эффективную работу эксплуатационных служб?
Основным документом,
призванным обеспечить безопасность зданий, является Федеральный закон №384-ФЗ
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (далее Техрегламент).
Он регулирует все стадии существования здания от инженерных изысканий для строительства
до сноса здания. Непосредственно вопросам эксплуатации зданий в законе также
отведено свое место. Статья 36 Техрегламента указывает что безопасность здания
в процессе его эксплуатации обеспечивается путем выполнения в отношении
строительных конструкций и инженерно-технических систем технического
обслуживания, периодических осмотров и проверок, мониторинга состояния,
текущего ремонта. Все эти действия направлены на поддержание соответствия
параметров и характеристик здания (и отдельных его элементов) проектным
требованиям. Причем это соответствие необходимо подтверждать в установленном
законодательством РФ порядке. В Статье 38 Техрегламента уточняется что для
эксплуатируемых зданий необходимо проведение периодической оценки соответствия
здания и процесса его эксплуатации требованиям проекта и самого Техрегламента.
Статья 40 устанавливает два вида такой оценки. Первый - эксплуатационный
контроль со стороны лица, ответственного за эксплуатацию здания. Второй -
государственный контроль (надзор) уполномоченными на то органам исполнительной
власти федерального, либо регионального уровня. И в том и в другом случаях
порядок оценки должен устанавливаться законодательством РФ.
Итак, Техрегламент
устанавливает общие требования к обеспечению безопасности зданий в процессе
эксплуатации не конкретизируя порядок и способы достижения результата. Значит
для того, чтобы понять кто, когда и как должен контролировать процесс
эксплуатации необходимо обратиться к другим документам. Нормирование и контроль технической эксплуатации зданий и сооружений Сначала остановимся на
государственном контроле. Государственный контроль за эксплуатацией зданий,
относящихся к жилищному фонду,
Постановлением
Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086 возложен на Государственную
жилищную инспекцию. На региональном уровне существуют местные положения о
Государственной жилищной инспекции. Жилищный кодекс Российской Федерации"
от 29.12.2004 N 188-ФЗ Статьей 20 устанавливает общие требования к
государственному контролю жилищного фонда. Порядок эксплуатации жилищного фонда
регламентирован в МДК 2-03-2003 (Правила и нормы технической эксплуатации
жилищного фонда), введенном постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003
г. Кроме того, существуют "Правила содержания общего имущества в
многоквартирном доме …", утвержденные Постановлением Правительства РФ от
13.08.2006 N 491.
Следующая группа
зданий и сооружений - это объекты, относящиеся к опасным производствам.
Контроль за ними возложен на инспекции Ростехнадзора и существует целая система
экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах,
опирающаяся на Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ"О промышленной
безопасности опасных производственных объектов". В области промышленной
безопасности есть очень большое количество регламентирующих эксплуатацию зданий
и сооружений документов.
Вопросы порядка и
контроля эксплуатации остальных зданий, не перечисленных выше, регулируются в
основном документами советского времени, в настоящий момент носящими в большей
степени рекомендательный характер. Т.е. эксплуатация
зданий промышленных предприятий (не относящихся к ОПО) и зданий общественного
назначения (офисные, культурные, торговые, учебных заведений и т.п.) фактически
может происходить по усмотрению собственника и ни одна государственная
структура не уполномочена на осуществление государственного контроля за
эксплуатацией этих зданий? На самом деле не совсем так. Есть региональное
законодательство. И в некоторых регионах (например Москва) существует местные
документы частично решающие данную проблему. Есть ведомственные нормы, например
МДС 13-14.2000 или ПОТ РО 14000-004-98. Некоторые крупные организации имеют
возможность решать проблемы собственными силами, например СТО
17330282.27.100.003 - 2008 или Положение Судебного департамента при ВС РФ. Но в
целом для данных видов зданий вопрос остается открытым. На решения этих проблем
и направлен новый документ, подготовленный Минрегионом. По некоторым оценкам предлагаемое
положение не является чем то новым и кардинально меняющим ситуацию. По большому
счету оно повторяет существовавший в прежние годы ВСН 58-88(р), хотя есть и
новые требования. Например достаточно важным является обязанность
эксплуатирующей организации проводить раз в три года обследование своих зданий с привлечением специализированной
организации. Актуализация ВСН в сегодняшних условиях является вполне
обоснованной. Кстати, интересно провести сравнение проекта нового Положения со старым ВСН. Но еще существует другая проблема - какой бы ни был документ он не
будет работать, если не определена ответственность участвующих в процессах
эксплуатации сторон. В жилищной сфере и сфере промышленной безопасности
существуют и контролирующие органы, и нормы эксплуатации и обслуживания зданий,
и система ответственности за нарушения этих норм. А законодательную поддержку
нового документа в плане определения порядка контроля и мер воздействия на
недобросовестных участников процесса эксплуатации зданий еще только предстоит
ввести. Конечно на уровне минрегиона эта проблема не может быть решена и
следует ожидать от других участников процесса шагов в данном направлении и
новых документов и законодательных актов, направленных на регулирование в
данной сфере. Возможно, что эту проблему снимет подготовленный в Госдуме
законопроект, о котором мы сообщали ранее. Но рассмотрение и принятие его
затягивается, что отрицательно сказывается на безопасности зданий.
Спасибо за проявленный интерес к данной информации. Мы будем весьма признательны, если Вы прокомментируете прочтенное, оставите отзыв или просто выскажитесь. Нам важно Ваше мнение, так как оно помогает улучшать содержимое нашего сайта и показывать разные точки зрения на озвучиваемые вопросы.
Если у Вас есть вопросы или требуется консультация, Вы можете отправить нам сообщение. Мы дадим Вам ответ по электронной почте в течение двух рабочих дней. Ответы на наиболее важные и распространенные вопросы в обезличенной форме мы размещаем в разделе консультации.
Техническое обследование зданий и сооружений имеют право выполнять специализированные организации, имеющие соответствующий допуск СРО.
При цитировании информации сайта гиперссылка на данный сайт обязательна
Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения владельца сайта не допускается
Любое использование материалов допускается только при наличии
активной, доступной для индексации поисковыми системами, гиперссылки на
данный сайт Свяжитесь с нами